Прогулка по Mont-Tremblant

С 14 по 16 июня 2002 г. мы совершили пеший выход в национальный парк Mont-Tremblant, лежащий к северо-западу от Монреаля (Канада). Мы путешествовали втроем — вся семья, включая почти пятилетнего ребенка.

Парк Mont-Tremblant — один из старейших национальных парков провинции Квебек и одновременно самый фешенебельный горнолыжный курорт. Благодаря необыкновенной популярности этого места у горнолыжников, не только канадских, но и из США, быстро разрастается город Mont-Tremblant, строятся новые отели, создаются и преувеличиваются прочие службы, причастные к горнолыжному спорту. Более того, неподалеку от курорта строится международный аэропорт на базе бывшего военного аэродрома. Скоро можно будет сюда летать напрямую из крупных городов Канады и США. Если добираться до курорта Mont-Tremblant на машине от Монреаля, то нужно ехать по автобану 15 Nord (или по 117, идущему параллельно) до Sainte-Agathe-des-Monts. Далее следует свернуть на 117 и ехать до Sain-Jovite. Здесь нужно повернуть на север, руководствуясь указателями «Village Mont-Tremblant» или «Centre de villégiature Tremblant» (около 10 км). Общее расстояние около 140 км. Также с Центральной автостанции Монреаля сюда ходит автобус (2 ч. 20 мин.), проезд в котором стоит 49,67$ для взрослого, а дети до 5 лет проезжают бесплатно.

Вот так выглядит зимой юго-западный склон пика White с горнолыжными трассами (фотография не моя):

Площадь парка 1510 км2. Он представляет собой массивы невысоких гор или холмов, рассеченных речными долинами и сплошь поросших смешанным лесом, причем очень густым. Пройти насквозь, без тропы, по такому лесу практически невозможно. Для прогулок здесь существует немало пешеходных троп общей протяженностью более 160 км. Тропы размечены цветными марками на деревьях, имеются указатели до объектов с обозначением расстояний, в некоторых местах существуют стенды со схемой троп. Иногда попадаются труднопроходимые участки, требующие лазания по скальным обнажениям. Зачастую в таких местах провешена веревка. Никаких патрульных служб, лесников и пр. на тропах нет. Воду можно добыть в редких ручьях, если, конечно, тропа не идет по долине речки. Тропы сосредоточены главным образом в южной части парка. Северная же часть малопосещаема и представляет собой практически дикий лес. В парке более 400 озер, 6-7 рек, ручьи, водопады.

Карты парка и отдельных маршрутов берутся в Station touristique Tremblant в городе. Также они бесплатно доступны на официальных входах в парк (Poste d’accueil). Мы использовали карту масштаба 1:85 000 (в 1 см 850 м), купленную в Монреале (3$).

Правила посещения парка запрещают разведение костров и предусматривают ночлег туристов не иначе, как в кемпингах. Однако реально в стороне от тропы палатку поставить можно, вряд ли кто-то заметит. А для приготовления пищи мы брали газовую горелку.

Некоторую информацию о парке Mont-Tremblant можно почерпнуть по этим адресам:

Наш маршрут проходил по юго-западной оконечности национального парка, начинаясь от лыжного курорта Mont-Tremblant. Разумеется, этот маршрут далеко не самый красивый в парке, но зато до него можно добраться без машины, на автобусе. В данном случае, именно это обстоятельство и определило наш выбор. Собственно, маршрут являлся объединением трех маленьких маршрутиков: Sentier des Sommes (4 км), Sentier du Toit-des-Laurentides (7 км, перепад высот — 595 м) и Sentier du Centenaire (9,2 км, перепад высот — 400 м). Но, помимо этих участков маркированных троп, нам пришлось пройти еще порядка 20 км. Итого, за неполных три дня мы прошли более 40 км.

Итак, мы добрались до Mont-Tremblant на автобусе, выехав из Монреаля в 700, и в 920 были уже на месте.

Покинув автобус, мы, не мешкая, стали обходить город с запада, поднимаясь по дороге. В районе последних домов мы повернули на восток и оказались над городом, на лыжном склоне. Но, в принципе, на тот же склон можно попасть и прямо из города, не обходя его. Но это мы увидели уже сверху.

Вид на город с нижней части горнолыжной трассы.

Здесь не было четкой тропы, но по склону можно было подниматься «в лоб», прямо по лыжной трассе. Со склона открывается замечательный вид на город Mont-Tremblant и озеро Tremblant, у берега которого тот расположен.

Вид со склона на долину оз. Tremblant.

Подъем достаточно крутой, за 3,5 км пути мы набрали около 630 м высоты и оказались на пике White (873 м). Здесь находится верхняя горнолыжная станция «Le Grand Manitou», но, разумеется, летом она закрыта. Собственно, отсюда начинается Sentier des Sommes («Тропа вершин»), проходящая траверсом самого высокого участка здешних гор и оканчивающаяся на пике Johannsen (931 м).

Начало тропы на пике White.

Мы двинулись по тропе. И вот тут-то на нас набросилась мошкара. На южном склоне, когда мы поднимались, ее почему-то не было, а вот здесь, наверху, просто тучи мошкары. Позже мы убедились, что она живет не только здесь, но и вообще весь лес ей насыщен. Она преследовала нас весь поход, отравляя удовольствие, и к концу маршрута мы были изрядно искусаны. Причем каждый укус позже превращается в кровоточащую рану с отеком, и эти многочисленные раны долго (недели две) потом заживали, украшая наши лица и руки.

Участок тропы по хребту.

Вид с хребта на запад.

Часам к четырем вечера мы оказались на вершине пика Johannsen. Перед выходом на вершину существует стенд со схемой троп и с правилами поведения в парке. Сама вершина безлесая, точнее, это просто проплешина в лесу. Поэтому, чтобы полюбоваться видами (на запад), нужно пройти немного по тропинке к более удобному месту, а с самой вершины лес загораживает. На вершине есть кострище, обложенное камнями, несмотря на запрет разводить костры.

Из-за мошкары долго отдыхать нам не пришлось, и мы продолжили движение по хребту, по Sentier du Toit-des-Laurentides, которая здесь начинается. Примерно через километр хребет начинает снижаться, заканчивается. Тропа отворачивает вправо, на северо-восток. На одном из крутых участков спуска по каменному «лбу» провешена веревка, держась за которую, мы спускались.

Заночевали у маленького ручейка, не доходя деревянного моста через правый приток Ruisseau des Pruches.

Правый приток Ruisseau des Pruches, вид с моста.

На следующий день мы перешли по мосту приток Ruisseau des Pruches и продолжили свой путь вниз. Вскоре тропа вплотную приблизилась к этой речке, Ruisseau des Pruches, в нижнем течении которой существует красивый каскад водопадов.

Каскад водопадов на Ruisseau des Pruches.

Эта речка (или ручей, поскольку ruisseau — это ручей) впадает в Rivière du Diable (Река Дьявола). Вдоль реки идет асфальтированная дорога, по которой можно добраться в самый центр парка. По тропе мы вышли на эту дорогу и перешли реку по мосту Sablonnière. Сразу за мостом существует автостоянка. И от моста же начинается очередной маркированный маршрут — Sentier du Centenaire, изобилующий многочисленными видами во все стороны, и изюминкой которого является вершина La Vache Noire («Черная корова»).

Один из видов с этого участка маршрута.

Наверху, на хребте, дул сильный ветер. Причем такой, что деревья, раскачиваясь, шевелили землю под ногами своими корнями. Страшно делалось. Мы перекусывали, сидя на таких вот шевелящихся корнях.

В середине дня пошел дождь. В это время мы находились на подходе к вершине La Vache Noire, на извилистом и крутом серпантине тропы. Тропа проходит через такие вот ворота, образованные причудливой формы деревом:

Ворота на вершину.

Дождь не утихал, значительно снижая нашу скорость. Тропа размокла, стала скользкой. Одна радость: мошкара исчезла. Но она нас к тому времени изрядно покусала, так что все чесалось. У ребенка кровоточила шея, и кровью был испачкан воротник куртки. Вдобавок, ребенок еще и промок изрядно, так как, оказалось, что его куртка пропускает воду.

На спуске с вершины существует довольно крутой участок: тропа круто уходит вниз, извиваясь меж огромных валунов. На этом участке в одном месте висела вспомогательная веревка.

Мы остановились на ночлег уже на пологой части спуска, недалеко от долины Rivière du Diable. Палатку поставили почти у тропы, так как подальше от тропы не было ровной площадки. Дождь продолжал идти, поэтому горячую еду не готовили, ужинали всухомятку.

Дождь шел всю ночь, но к утру он уже ослабел и шел с перерывами. Мы собрали лагерь и спустились в долину, на дорогу, оказавшись на Post d'accueil de la Diable, т.е., у одного из основных въездов в парк. И теперь нам предстояло добраться до той же самой автобусной остановки в г. Mont-Tremblant, где мы два дня назад вышли из автобуса. Поскольку автобусные билеты у нас «туда-обратно», то и уезжать нужно оттуда же. Но по этой дороге регулярного транспорта в Mont-Tremblant нет, поэтому весь путь (около 18 км) мы проделали пешком.

К часу дня дошли. Наш автобус отходил в три, так что у нас было время побродить-посмотреть.

Город новый. Основные здания, формирующие его облик, построены буквально за последние несколько лет. Сделан он под европейский горнолыжный курорт и довольно симпатичен. Правда, несколько искусственно смотрится, словно театральная декорация. Нижняя станция подъемника находится прямо в центре, между многочисленными отелями. Город расположен у юго-восточного озера Tremblant.

Вид на озеро Tremblant.

Отель «La Tour des Voyageurs»