Обольский О.Л.

 

Очаровательная

Трансильвания

  

 

В январе 2001 года мне довелось побывать в Румынии, в Трансильванских Альпах. Основная цель поездки была покататься на горных лыжах, но по причине необычно теплой погоды и проблем со снегом все получилось не совсем так, как мы вначале планировали.

А вот как получилось.

30 декабря мы (я, моя жена Ольга и наша дочь Аня) приехали в Кишинев. Кроме родителей Ольги нас встретила неожиданно теплая сырая погода, градусов 15 с плюсом. Разумеется, никакого снега. Более того, в небольшом лесу на окраине Кишинева ходит народ с лукошками и собирает грибы. Как это вам? В конце декабря!

Несколько дней мы гостили у своих родных, а вечером 3-го января, отойдя от новогодних праздников, выехали на поезде в Бухарест. В Бухаресте были в 6 утра следующего дня.

04.01.01.

Из Бухареста в горный район мы заезжали на пригородном поезде. Их тут существует три вида: personal, accelerat и rapid, что означает нечто вроде “пассажирский”, “скорый” и “скоростной”. Пассажирский, разумеется, гораздо дешевле двух других, но и помедленнее соответственно, останавливается “у каждого столба”. Наше семейство едет в Предял, а шестеро наших попутчиков — москвичи и питерцы, которые ехали с нами в Бухарест из Кишинева — сходят в Синае.

В Предяле оставили женщин на вокзале охранять вещи и отправились на поиски жилья, а также посмотреть обстановку на склоне на предмет наличия там снега. Дело в том, что погода стоит очень теплая, и снег стремительно тает. На склоне, кстати, он уже успел растаять, в чем мы вскоре имели неудовольствие убедиться. Поговаривают, что снега нет и в Синае, но в это слабо верится, так как зона катания там гораздо выше, на высоте около 2 км, а в Предяле — метров 800–900. Но в Предяле, тем не менее, полно лыжников и прочих отдыхающих. Что, спрашивается, они тут делают? Надеются на снегопад, который обещают назавтра? Посмотрим.

Нашли двухкомнатные апартаменты за 400000 лей в сутки, т.е. с человека 3,5$ или 100 руб. Не дорого. Туда и заселились.

Ольга и я, не желая терять остаток дня, сели в поезд и отправились в Брашов (билет стоит 10000 лей, ехать 40 мин., 26 км). В два часа пополудни были уже там. Брашов — второй по величине город Румынии, был основан в 1211 г. тевтонскими рыцарями и первоначально назывался Kronstadt.

От железнодорожного вокзала в центральную часть Брашова мы доехали на автобусе № 4. Билеты на автобус продаются в будках у остановок (но не у каждой). Стоят они 6000 лей (0,2$) за две поездки. Билет компостируется в автобусе.

Мы вышли у большого готического собора, называемого Черной церковью. Собор был построен в 1384–1477 гг., а название свое получил после пожара в 1689 г. Собор до сих пор используется немецкими лютеранами. Внутрь пускают за деньги — 80000 лей (2,9$). Фотографировать и снимать на видеокамеру внутри не разрешается. Рядом — памятник Иоганнесу Гонтерусу (1498–1549), “Апостолу Трансильвании”, который был первым протестантским священником в регионе и первопечатником (1535). На соседней с Черной церковью улице расположена синагога. Она не выходит фасадом на улицу, а “утоплена” вглубь квартала. Если пройти по этой улице на юг, то можно выйти к воротам Shei (1828), выводящим из старой части города, окруженной стеной. Правда, самой стены почти не видно, она в основном разрушена, а то, что осталось почти сплошь застроено домами. Снаружи рядом с воротами стоит симпатичная маленькая церквушка, имеющая кроме основного шпиля еще 4 по углам квадратной крыши. Старейшим зданием Брашова является церковь св. Варфоломея (13 в).

Старая городская застройка внутри стены — сплетение улочек с рядами стоящих без промежутков 2–3 этажных домиков. Причем некоторые улицы очень узкие, не более 1,5 м шириной, однако, имеют собственные названия. В центре главной площади Piaţa Sfatului находится бывшая городская ратуша (1420), в которой сейчас располагается исторический музей. От площади на север идет ул. Республики (Strada Republicii) — основной променад туристов, на которой много магазинов и ресторанов. Мы прошли по ней до конца, а потом свернули на крупную параллельную улицу Strada Mureşenilor, где перекусили в кафе.

Выйдя из старого города, мы на автобусе № 4 добрались до ж/д вокзала и купили билеты до Предяла на accelerat. За скорость берут доплату 4700 лей помимо основной стоимости билета — 10000 лей.

Чем еще хорош Предял, так это прекрасным бассейном и сауной в гостинице “Orisont”. Вход туда стоит 80000 лей (менее 3$), время не ограничено. Вот только народу вечером многовато. Именно тут мы и провели остаток времени.

05.01.01.

Утренним поездом в 845 выехали из Предяла в Буштень — это через одну станцию. Мы намеревались подняться на подъемнике к верхней тропе, пройти по ней до Синаи и спуститься туда. Но оказалось, что в Буштени подъемник не работает. Пару лет тому назад здесь оборвалась пассажирская кабина, и с тех пор линию так и не восстановили. Ближайший подъемник только в Синае. Доехали туда на маршрутке (6000 лей с чел., 8 км).

Вот и подъемник. Рядом с ним прокат горнолыжного снаряжения. Очень дорого, по крайней мере, на мой взгляд, человека, ничего не смыслящего в горных лыжах и ценах в этой области. К примеру, на 1 день палки стоят 30000 лей, а ботинки — 90000 лей (около 3$). Рядом продают подержанное снаряжение; долларов за 100 можно купить полный комплект: лыжи, ботинки, палки. Подъемник состоит из двух очередей: первая до высоты 1400 м (“туда” – 25000 лей, “туда-обратно” – 45000 лей) и вторая — до 2000 м (“туда” – 45000 лей, “туда-обратно” – 80000 лей). Но кататься можно только на самом верху, на склоне за перегибом, так как на нижнем участке снега нет. На подъемник огромная очередь. Поскольку это единственное в окрге место катания, весь народ стекается именно сюда. В кабину подъемника одновременно помещается 27 человек. В принципе, на первую станцию подъемника идет автодорога, к гостинице “Альпина”, так что можно пробовать договориться с водителями попутных машин. Это может быть дешевле и быстрее.

На самый верх решили отправиться только я и Ольга. Простояв минут 40 в очереди, мы стремительно поднялись на высоту 1400 м. Там не меньшая очередь на следующую высоту. Кабина ходит раз в 8 минут. Опять простояли минут 40, и вот мы уже наверху, на отметке 2000 м. Ну и ветрище же тут! Одеваемся потеплее. Здесь работают кресельные подъемники, вывозящие съехавших в котловину лыжников обратно наверх.

А наш путь лежит по хорошо маркированной тропе на север, в направлении горной гостиницы Cabana Piatra Arşă, äо которой порядка 5 км пути. Еще в Синае у подъемника мы купили хорошую карту гор Бучеги (так называется этот горный район) масштаба 1 см = 0,53 км, на которой нанесены маркированные маршруты и тропы с описанием на румынском языке. Но Ольга этот язык понимает, в школе изучала, так что не проблема. Вот по этой карте мы теперь идем. Около нашей отправной точки находится некий объект, куда вход воспрещен, и развешанные вокруг таблички указывают, что фотографировать также запрещено. На карте этот объект называется метеостанцией, хотя больше напоминает радиолокационный комплекс, возможно, военного назначения. Очень хорошая позиция для него тут, в самом высоком месте района.

На плато сплошной снег, правда, не глубокий. Около часа мы шли до кабаны Пятра Аршэ вдоль линии столбиков с марками. Эта кабана представляет собой довольно большую гостиницу с ресторанчиком, в котором мы скушали шоколадку и выпили по чашечке кофе.

День уже перевалил за свою половину, и нам ничего другого не оставалось, как подумать о спуске отсюда, причем желательно было успеть до темноты. А темнеет здесь после пяти вечера. Самый простой способ — это пойти обратно и спуститься по канатке. Но мы “не ищем легких путей”, к тому же не хотим платить еще 90000 лей. А посему мы решили спуститься в Буштень по какой-нибудь тропе. Судя по карте, спуститься можно двумя маршрутами, которые сходятся внизу. Но — вот незадача! — зимой они оба запрещены. Тот путь из двух, который мы выбрали для спуска, представляет собой серпантин по очень крутому склону. Тропа сплошь заснеженная, и на ней немало опасных мест, так как очень скользко, держаться порой просто не за что, а улетать как раз есть куда, даже дна не видно. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные кресты, установленные в память о тех несчастных, кто уже пытался спуститься здесь зимой.

К наступлению темноты мы прошли уже все опасные места и находились недалеко от поселка на лесистом склоне. Как только погас дневной свет, стала ярко светить Луна, так что все было хорошо видно. В Буштень мы спустились в седьмом часу. Выпили пивка, перекусили лангошами и гогошами и пошли на ж/д станцию.

До поезда у нас оставалось около получаса, и мы отправились гулять по поселку. Дошли до местной церкви. Почти все церкви здесь построены в византийском стиле. Но вот что нам показалось интересным: за церковью небольшое кладбище и тут же рядом здание со стеклянными дверьми, в которые можно заглянуть. А там посреди помещения на столе стоит открытый гроб с покойником, освещаемый пламенем свечей. У дверей снаружи с одной стороны стоит крест с именем почившего и датой смерти (3 января), а с другой стороны — крышка его гроба. А в непосредственной близости — жилые дома. Бр-р! Не хотелось бы мне жить в таком соседстве.

06.01.01.

Сегодня мы переселились в Синаю, все равно в Предяле кататься нельзя. Сняли две комнаты на вилле недалеко от подъемника, причем за те же деньги, что и в Предяле — 40000 лей (1,5$) в сутки за всех.

Все бы хорошо, да только подъемник сегодня утром не работает, то есть работает, но только до высоты 1400 м, говорят из-за ветра, который еще сильнее, чем вчера. Кабина слишком раскачивается, опасно. Еще свежо в памяти недавнее несчастье на подъемнике в Буштени. А мы уж совсем было собрались покататься, даже подошли с лыжами к подъемнику. Что ж, программу дня здесь изменить нетрудно. Мы с Ольгой, прихватив ребенка, пошли в сторону замка Пелеш. По пути мы посетили монастырь Синая, названный в честь горы Синай. Посреди монастыря возвышается большая церковь, построенная в 1846 г. Но есть еще и старая церковь (1695 год), на огороженной территории с левой стороны. По случаю кануна Рождества в монастыре происходила служба на открытом помосте при большом стечении народа.

Замок Пелеш был построен в 1883 г. для прусского короля Кароля I, первого короля Румынии, который правил с 1866 по 1914 год. Вход туда для иностранцев 75000 лей (2,6$), для румын — вдвое меньше. Ольга внутрь идти отказалась, а я решил взглянуть. Для иностранцев отдельный вход, а румынам приходится стоять в длинной очереди. Меня спросили, на каком языке я бы хотел слушать гида. Русскоговорящего гида нет; группы формируются по мере поступления экскурсантов с конкретным языком. Поэтому я выбрал английский, такие группы накапливаются быстрее всего.

Внутренние покои дворца потрясают своей роскошью. Стены залов украшены дубовыми панелями с изумительной резьбой. Мебель также деревянная, покрытая резьбой. Удивительны огромные два зеркала в одной из комнат, они абсолютно не дают искажений, словно смотришь в проем на другую часть зала. В архитектуре и обстановке замка переплелись немецкий, швейцарский, итальянский и восточный стили. Помимо классических европейских залов в замке имеются арабский зал и турецкая гостиная. Здесь же находится один из первых кинотеатров на 60 мест.

Экскурсия продолжалась минут 40–45. Водили только по нижнему этажу, и впечатлений хватило по горло. А вообще замок имеет 160 комнат.

Неподалеку расположен замок Пелишор (“Малый Пелеш”) — резиденция племянника Кароля I Фердинанда I. Фердинанд I был королем Румынии с 1914 по 1927 г. Туда также можно войти, но за 60000 лей (румыны — за 30000 лей). Оба музея работают до 1515 (последняя экскурсия), а касса открыта до 1500.

Потом мы с Ольгой, сдав ребенка бабушке, пошли обедать в пиццерию Bucegi, что в центре Синаи. Здесь предлагается несколько десятков видов пиццы по цене 40000–60000 лей, и довольно приятная атмосфера.

После еды мы прогулялись в другую часть города, где еще не бывали. Здесь много красивых старых вилл, стоящих вдоль главной улицы, а почти у самого конца города — большая православная церковь в византийском стиле.

07.01.01.

К девяти утра мы были уже у подъемника, собираясь сегодня все же покататься на лыжах. Лыжи для меня и Ольги предполагалось взять напрокат, но не внизу, а на промежуточной станции канатки (1400 м), там дешевле. Очереди на подъемник нет, наверное, народ отсыпается после празднования Рождества. В прокате снаряжения ботинки стоят 90000 лей на 1 день катания, как и внизу, но полный комплект — 175000 лей, а внизу — 225000 лей.

На самом верху ветра почти нет, припекает солнышко. Я никогда еще не пробовал кататься на горных лыжах и когда попробовал, не нашел в этом для себя ничего интересного и отправился вниз. А Ольга осталась и с удовольствием каталась до вечера.

Спустившись в Синаю, я прошелся с видеокамерой по центральной улице, где мы вчера гуляли, поснимал красивые виллы на фоне гор. Потом купил в магазине 2 бутылки темного пива (без стекла, перелил в свою тару, по 9000 лей 0,5 л) и чипсы и развалился на прогретой солнцем лавочке в центре Синаи. Благодать!

08.01.01.

Поставленный мной будильник в наручных часах запищал в 520. Сегодня мы собираемся в Сигишоару, один из красивейших городов Трансильвании — самой загадочной области Румынии. Запираем спящего ребенка в комнате, ключ вешаем на связку, торчащую из двери второй нашей комнаты (там все спят) и отправляемся на ж/д станцию. Наш поезд в 621 до Брашова.

Ехали около часа. В Брашове купили билеты до Сигишоары на 831 и еще успели сходить позавтракать в город. Поезда из Брашова в Сигишоару и обратно ходят примерно каждые полтора-два часа. Еще существует автобус, он стоит около 53000 лей с человека.

За окном поезда замечательная погода: солнечно, небо ясное. В Трансильвании снега совершенно нет. Похоже на середину апреля в Подмосковье. Внешний вид поселков очень напоминает Венгрию. Здесь уже остроконечные католические костелы, а не православные церкви, как в остальной Румынии. В течение 1000 лет, до первой мировой войны, Трансильвания была объединена с Венгрией. В XII–XIII вв. в Трансильвании стали расселяться саксонские рыцари, которые основали 7 городов, в том числе Сигишоару (Shassburg). В 1526 г. Трансильванию покорили турки, а в 1687 г. она перешла под власть Габсбургов. После 1867 г. в результате национально-освободительной борьбы венгров против Австрии Трансильвания отошла Венгрии. Трианонским мирным договором 1920 г. Трансильвания закреплена за Румынией. Венским арбитражем 1940 г. Северная Трансильвания присоединена к Венгрии. Парижские мирные договоры 1947 г. восстановили румынско-венгерскую границу, существовавшую на 1 января 1938 г. В Трансильвании до сих пор живет 1,7 миллиона венгров и около 200 тыс. этнических немцев.

К полудню были в Сигишоаре. Практически от самого вокзала видны шпили и башни старого города, расположенного на высоком холме. В 1280 г. в румынских документах Сигишоара упоминается под названием Castrum Sex. В 1298 г. она встречается под названием Schespurch, а в 1309 г. — Zegisvar. В 1337 и 1349 гг. Сигишоара упоминается уже в качестве города и административного центра района. Название “Sighişoara” появляется с 1431 г.

От ж/д станции к старому центру удобнее всего выходить по Strada Garii, левее вокзала. Эта улица идет перпендикулярно железной дороге и оканчивается у небольшого кладбища советских воинов. На маленьких надгробиях одинаковые надписи: “Неизвестный герой”, и только на одном большом памятнике указано имя и воинское звание советского майора. Кладбище поддерживается в чистоте и порядке. Рядом большая православная церковь или даже собор. Стоит напомнить, что в этой местности основная религия — католицизм, поэтому столь крупное православное культовое сооружение достойно внимания. Церковь стоит на берегу реки Trnava Mare, через которую перекинуто несколько мостов, в том числе один у церкви.

Мы по нижним улицам обошли холм с обнесенным стеной старым городом и поднялись с южной стороны в самую верхнюю его часть. Мы оказались у готической Горной церкви (1345), построенной еще саксонцами. За церковью находится большое немецкое кладбище. Здесь хоронили со времен постройки церкви, хоронят и сейчас. Рядом с церковью в высоком готическом здании находилась самая первая в городе школа, а сейчас здесь лицей. От школы к центру старого города ведет наклонная крытая галерея Strada Scolii. У нижнего ее конца находятся руины самой первой церкви Сигишоары, возведенной в XIV в.

Близ центральной площади Piaţa Cetăţii ńтоит дом желтого цвета, своего рода знаменитость. Здесь в 1431 г. родился второй сын Влада Дракулы — Влад Тепеш (Дракула). Благодаря фантазиям ирландского писателя Брэма Стокера этот исторический персонаж стал знаменитым вампиром, легендарным графом Дракулой. Теперь в его родном доме ресторан и музей Дракулы. Имя “Дракула” отец Влада Тепеша получил, будучи награжденным орденом Дракона, а “дракон” по-румынски — “дракул”. Но “дракул” — это еще и “черт” по-румынски, вот такая игра слов. Бюст графа Дракулы можно увидеть недалеко от его дома.

С центральной площади можно выйти из города сквозь ворота самой большой городской башни. Высота ее 63 м. Башня украшена часами, созданными в 1648 г., но они до сих пор исправно отсчитывают время. На четырех этажах внутри башни находится музей, освещающий историю города и всего края от древнейших времен до наших дней. Небольшой отдел посвящен одному из основоположников ракетной техники Герману Оберту (Hermann Oberth, 1894–1989), который родился в Nagyszeben (ныне Сибиу). Сквозь прозрачную перегородку можно взглянуть на часовой механизм. А над часами расположен круговой балкон. Это своего рода метео-географический наблюдаемый пункт. На стенах висят таблицы с данными температуры, осадков и пр. за добрых две сотни лет. На парапете укреплены медные таблички с указанием направлений и расстояний до многих городов мира. Указаны географические координаты самой башни: 24°46′40″ в.д. и 46°12′38″ с.ш. С высоты башни весь город как на ладони. Балкон находится на высоте 23,5 м, а относительная его высота — 395,5 м над уровнем моря. Вход в музей — 16000 лей, видеосъемка же внутри стоит 100000 лей, какая-то, право же, запредельная цена.

В городе сохранилось не менее десятка башен, венчающих остатки крепостной стены. В северной части города мы обнаружили обитаемую башню, где живут обычные люди.

Внизу, восточнее средневекового города, проходит главная улица старого центра Сигишоары с множеством магазинов и красивых старых домов. Улица тянется до конца города, до самого городского кладбища, расположенного на склоне холма.

Мы уехали в Брашов на персонале в 1613 (41700 лей/чел.), а оттуда — в Синаю (14600 лей/чел.). Таким образом, вся поездка нам обошлась в 225200 лей или около 8,5$.

09.01.01.

Сегодня последний день нашего пребывания в Румынии. Напоследок мы с Ольгой решили совершить еще одну прогулку, но не по плато, а в лесистой части гор. Тропа, по которой мы пошли, начинается около замка Пелеш, обходит виллу Фойшор — бывшую резиденцию Чаушеску и поднимается крутым серпантином на склон. Когда мы стартовали от Пелеша, стояла теплая солнечная погода, мы шли в футболках. Но вскоре налетели облака, и когда мы поднялись до высоты 1250 м, стал накрапывать мелкий дождичек. Мы как раз достигли верхней точки нашего путешествия и находились на смотровой площадке имени Франца Иосифа, откуда открывается вид на долину реки Прахов и поселок Буштень на ее берегах. Рядом со смотровой площадкой стоит гостиница для туристов Кабана Пояна Штыней. Близ гостиницы есть небольшой скалодром, там под нависающей скалой мы укрылись от дождя и перекусили. Дождь все не прекращался, и мы двинулись дальше по тропе в надежде отыскать пещеры, обозначенные на нашей карте. К пещерам мы так и не попали, вероятно прошли значительно выше их по склону. Зато наткнулись на каскад небольших водопадов на речушке в узком ущелье. Спустившись по этому ущелью, мы оказались в поселке Буштень, в его южной части, называемой Пояна Цапулуй (“Поляна горного козла”). До Синаи отсюда около 3 км, и мы решили пройти пешком, так как дождь к этому времени уже закончился.

Наш поезд в Бухарест уходит в 1855. Стоимость проезда — 46500 лей (акчелерат). В Бухарест на вокзал Gara de Nord прибыли около девяти вечера. А в 2146 с этого же вокзала наш следующий поезд, в Кишинев. Пассажиров почти нет, и проводники с удовольствием берут народ за 10$ с человека. В кассе же билет стоит порядка 15$.

***

Подведем итог. Вся поездка от Кишинева до Кишинева нам троим (двое взрослых и ребенок) обошлась в 145$. А если считать от Москвы до Москвы — то 225$, учитывая все переезды, проживание, питание, экскурсии, подъемник и прокат. Правда, мы не слишком активно катались. При нормальном снеге и интенсивном катании туристам следует рассчитывать на 150, ну максимум на 200$ на человека в неделю. От Москвы до Москвы, заметьте. Это очень дешево для отдыха на горнолыжном курорте. К тому же в досягаемости немало архитектурных и природных объектов, на которые стоит взглянуть.

В организации лыжного отдыха в Румынии, оформлении ваучеров, покупке билетов и пр. большую помощь может оказать житель Кишинева Михаил Назаров. Много интересного и полезного можно почерпнуть на его интернет-страничке по адресу http://www.net.md/ski. Его телефон в Кишиневе: (8-10-37-32)-32-31-82, адрес электронной почты: mvnazarov@mail.ru.

Впечатления о катании на горных лыжах в Румынии изложили на своем сайте http://ski-som.boom.ru москвичи Дмитрий и Анна Сидоровы.

Горы Румынии представляют широкие возможности и для летних пеших путешествий. Самые популярные районы — Бучеги и Фэгэраш на юге и на западе от Брашова, но есть и немало других, не менее замечательных. Ночевать и питаться можно в кабанах — горных гостиницах, это не дорого по российским меркам. Тропы, как правило, хорошо маркированы и обозначены на картах, которые можно купить в горных поселках и городах.

 

С автором можно связаться:

obolsky@mail.ru

obolsky@userline.ru

Главная страница сайта:

http://landtour.narod.ru

Москва, 2001

 

Hosted by uCoz