Обольский О.Л.
Тунис:
путешествие в легенду
Москва, 2000
Заметки о путешествии в Тунис
в феврале 2000 года.
Речь пойдет о четвертом групповом путешествии в теплые дальние страны, организованном Костей Лебедевым. С 1997 года благодаря стараниям Кости было совершено три незабываемых путешествия: в Египет, Иорданию и Оман. Страны все жаркие, и зимой там тепло как летом в России. И даже теплее. Поэтому и отправляются туда зимой, в феврале. Перенос из морозной Москвы в край с пальмами и теплым морем — это потрясающе, это как в сказке.
02.02.
Как обычно, наша группа собирается в аэропорту “Шереметьево-2”, на втором этаже аэровокзала. Сбор назначен на 19
00, но в полном составе группа оказывается на условленном месте лишь в 1940.Костяк нашей “заграничной” группы сформировался несколько лет назад. Костя Лебедев, Оля Лебедева и Дима Зеленцов едут вместе уже в четвертое путешествие, организованное Костей. Я (Олег Обольский) и Саша Грушина принимаем участие в третьем подобном мероприятии. Остальные — Андрей Богатырев, Паша Кирюхин, Дима Сухоручкин, Ксения Ермохина, Наташа Глебова, Наташа Караваева и Миша Кнеллер путешествуют в нашей компании впервые.
Времени у нас в запасе достаточно. Выстраиваемся в очередь на таможенный досмотр. У Андрея с собой двухлитровая бутыль домашнего вина. С собой — это значит в руке. За короткое время стояния в очереди изрядное количество жидкости поглощается несколькими желающими. Становится весело на душе. Сдаем в багаж рюкзаки. У Миши в рюкзаке лежат все наши баллоны с газом для горелок. Но нам повезло, и они остались невыявленными службами аэропорта, так и уехали по транспортеру на погрузку, этакая
потенциальная бомбочка... Минут сорок гуляем у прилавков duty free, потом постепенно проходим в терминал вылета. Тут на входе мерзкая “ловушка”, неприятная вещь: приходится все выкладывать из карманов и отдавать в “просветку” ручную кладь. Но сколько не опустошай карманы, а шагнешь в “ловушку”, и она все же звенит. Наконец, всего выпотрошенного таможенник (или кто там еще?) оглаживает со всех сторон неким щупом, который тоже пищит, реагируя на всякие пуговицы и пряжки. После чего можно забирать свое барахло и рассовывать его обратно где лежало. Накапливаемся в креслах по другую сторону “ловушки”. Тут продолжается распитие спиртного.Взлетаем в 21
30. Наш “Ту-154” загружен далеко не полностью: пляжный сезон в Тунисе еще не начался. За иллюминаторами сплошная темень. Нас любезно кормят ужином, поят соками и вином. Незаметно протекает время в предвкушении путешествия.Садимся в аэропорту г. Туниса в 2
05 по московскому времени. Здесь часы нужно перевести на 2 часа назад, именно на столько отличается местное время от московского, а летом и на все три часа. Еще в самолете мы заполнили некие гостевые карты, в отрывных корешках которых пограничники ставят штамп. Эти корешки вроде виз, их нужно бережно хранить и предъявлять по требованию полиции и прочим официальным лицам. Получаем багаж и выходим на улицу. Тихая теплая ночь и пальмы вызывают восторг: Африка, Африка!.. Нас встречает русскоговорящий гид, проводит к автобусу. Оригинальным образом — через окно — водитель забрасывает внутрь наши рюкзаки, и мы едем в г. Сус (130 км), где нам забронированы места в гостинице. В самой столице, как уверяет Костя, нет ни одного достойного отеля, поэтому приходится переться в Сус. Завтра утром нам предстоит проделать обратный путь в г. Тунис, здесь у нас запланировано несколько экскурсий. Ну, а вечером — снова в Сус.Глубокой ночью мы прибываем в отель “RYM” и расселяемся в двух-трехместных номерах с ванной, телевизором и телефоном, в каждой комнате есть просторный балкон. Но спать еще не хочется, хотя по местному времени три часа ночи, а по Москве — так и вовсе пять, и мы выясняем у портье, как пройти к морю. Он смотрит на нас как на ненормальных:
— Вода очень холодная! 16 градусов...
— Не волнуйтесь, все ОК!
До моря метров 300-400. Вода, конечно, прохладненькая, но ничего, купаться можно, особенно если учесть изрядное количество выпитого.
03.02.
Завтракаем. В девять утра за нами приходит автобус. Там сидит гид, другой, не вчерашний, но не менее русскоговорящий. Тот, вчерашний, наверное, отсыпается. Едем в Тунис. Прекрасный автобан, платный. Сейчас, днем, можем любоваться окружающим пейзажем. Повсюду растут финиковые пальмы и расстилаются плантации оливковых деревьев. Оливковое масло здесь изготавливают высочайшего качества, оно считается лучше итальянского, испанского или греческого. Каждое оливковое дерево приносит хозяину доход около 40 динаров в год. Плантации огорожены живыми изгородями из огромных опунций. Идеальное решение: пройти сквозь такую ограду и остаться живым невозможно. Кактусы сейчас цветут, на их колючих листьях вырастают этакие мягкие красные шишки величиной с небольшую грушу, которые съедобны. Ближе к Тунису появляются горы. Это Высокий Атлас, его хребты тянутся из Марокко через Алжир в Тунис. Высшая его точка — гора Джебель Тубкаль, 4165 м — находится в Марокко
, а на территории Туниса самая высокая вершина Атласа Аш-Шанаби достигает 1520 м.Первым делом едем в Национальный музей Бардо, который находится в одноименном районе города. Музей был основан в 1882 г. Здесь представлены многочисленные археологические находки римских времен, черепа, захоронения, статуи, маски, надгробия, но основную ценность представляют мозаики, найденные в домах богатых римлян. Сотни мозаик выложены на полу или стенах залов, в зависимости от того, где они находились изначально. Самая большая мозаика занимает весь пол одного из залов. Здесь собрана самая большая в мире коллекция римской мозаики. На почетном месте висит мозаичное изображение Вергилия в окружении муз. Вергилий (70-19 г. до н.э.) — римский поэт и историк, основным трудом которого является Энеида (Aeneid), эпическая поэма из 12 книг, повествующая о семилетних странствиях героя Энея (Aeneas). Посещение музея у нас оплачено заранее, а вот за право фотографировать нужно заплатить дополнительно еще один динар, это правило действует
во всех музеях страны. У меня кроме фотоаппарата была еще видеокамера, и везде я покупал только один билет для съемки, замечаний ко мне не было. Кстати, эти билеты можно и не покупать, все равно их никто не проверяет.Из музея едем в Сиди-бу-Саид, или Бело-голубой город. Это пригород Туниса, расположенный на берегу моря. Интересен он тем, что ставни и двери всех домов выкрашены в одинаковый голубой цвет, а стены домов радикально белые. Город действительно очень симпатичный, уютный, много зелени, растут кактусы, пальмы и мандарины. Поскольку здесь всегда много туристов, повсюду продаются всевозможные сувениры, как в многочисленных магазинчиках, так и прямо на улице. Торговцы довольно навязчивы.
Карфаген находится рядом с Сиди-бу-Саидом. Сейчас это престижный пригород Туниса на берегу моря. В переводе с финикийского “Карфаген” означает “Новый город”. Согласно летописи, Карфаген был основан финикийцами в 814 г. до н. э., однако самые древние археологические находки здесь датируются лишь последней четвертью 8-го
столетия до н. э. С середины 3-го до середины 2-го столетия до н. э. Карфаген вел серию войн с Римом. Эти войны, которые известны как Пунические войны, закончились полным поражением Карфагена. В 146 г. до н. э. Карфаген пал, был ограблен и сожжен. Но вскоре римляне восстановили Карфаген, и он стал процветающим городом, сравнимый с Александрией и Антиохией, любимым городом императоров. После середины третьего века н. э. город постепенно стал приходить в упадок. В 439 г. Карфаген был разграблен вандалами, в 533 г. взят византийцами, а в 705 г. захвачен арабами. То немногое, что до настоящего времени сохранилось от древнего Карфагена, представляет в основном римский период: развалины храмов, амфитеатр, остатки домов богатых римлян. Наиболее интересным памятником той эпохи являются, вероятно, развалины терм Антонина (Антонин (Antoninus Pius) — римский император (138–161)), когда-то гигантского трехэтажного сооружения длиной 400 м и шириной 100 м. Они занимают третье по величине место после терм, сохранившихся в Риме. От терм сохранились лишь стены первого этажа, и, тем не менее, они производят грандиозное впечатление. Восстановлены две колонны, подпиравшие соответственно своды второго и третьего этажа, и по которым можно судить об истинной высоте всего огромного здания. Эти термы являлись не только банями в нашем понимании, а, как сказал наш гид, это был своего рода “римский клуб”, где обсуждали различные дела, занимались спортом, ну и конечно мылись. Зал с горячей водой находился на третьем этаже.Рядом с термами за высоким белым забором расположен современный президентский дворец, место жительства ныне действующего главы государства Зин аль-Абидина Бен Али. Гид нас предупредил, что фотографировать дворец запрещено, собственно, как и прочие правительственные, военные и полицейские объекты в Тунисе. Якобы за тем, чтобы туристы не направляли объективы своих фотоаппаратов в сторону дворца, следит специальная полиция. Если бы он нам этого не сказал, мы бы, может, и не стали фотографировать дворец. Но теперь...
Мы уже давно дико проголодались, и вот, наконец, гид ведет нас в уютный ресторан на набережной Карфагена, где нам заказан обед. Еда входит в стоимость экскурсии и оплачена еще в Москве, а вот за любые напитки приходится доплачивать. Здесь можно купить пиво и вино,
неплохое, кстати, только дорогое: 12 динаров за бутылку 0,75 л. Вообще, что касается алкоголя, то в Тунисе мы обнаружили только один сорт местного пива, бывает в бутылках и банках. Существует также несколько сортов здешнего вина, в основном красного. Бутылка вина 0,75 л обычно стоит 8 динаров, это лишь в карфагенском ресторане вино было по 12 динаров. Тут даже водку делают, из фиников. Называется она “Bucha” и тоже бывает разных сортов. В дорогих барах масса всякого зарубежного пойла. Здесь нет жесткого запрета на потребление алкоголя как во многих других мусульманских странах, но пить спиртное в общественных местах все же запрещено.После обеда нас отвозят в центр Туниса, где находится медина. “Медина” по-арабски значит “город”. Это старая часть практически любого города, зачастую огороженная сохранившейся стеной с башнями. Столичная медина самая большая в стране, она основана в 8-м веке мусульманами. Это очаровательный лабиринт узких улиц, представляющих собой сплошной базар, из хитросплетения которых торчат минареты мечетей в виде массивных четырехугольных башен с колоннадой в верхней части. Почти в центре медины расположена самая большая мечеть Аз-Зайтуна, построенная в 703 г. Мы осматривали медину, разбившись на небольшие группы. Время у нас было ограничено, поэтому торговые ряды прошли почти без остановки и оказались в центральной части у Большой мечети. Там я стал снимать на видеокамеру какое-то понравившееся мне здание. Тут же подбежал человек и принялся стучать по моему плечу: “Дойч? Итальяно? Энтердит!” Запрещено, дескать, снимать. Оказалось, правительственное какое-то здание, а их снимать не разрешается. В центре площади на возвышенном месте доминирует какое-то современное здание типа дворца с монументом перед ним, украшенным национальными флагами.
На обратном пути мы более внимательно проходили по торговым рядам и в одной лавке удивленно остановились перед плакатом, приглашавшим “посмотреть на весь Тунис” или что-то вроде этого. Подошел молодой парень и пригласил нас внутрь, а потом повел вверх по лестнице, на крышу дома. Крыша превращена в смотровую площадку, там воздвигнуты декоративные стены и арки, украшенные расписной плиткой, стоят скамейки, на мощеном плиткой полу лежит ковер. Вид отсюда действительно великолепный, мы не пожалели потраченного времени и одного динара за предоставленный аттракцион. Молодой хозяин сфотографировался в обнимку с Сашей и очень просил выслать ему фотографию. “N’oubliez pas!”
(Не забудьте! (фр.)) — повторил он мне несколько раз, записывая свой адрес. Оказывается, юноша коллекционирует подобные карточки. Я с ним разговаривал по-французски, хотя он мог говорить и по-английски, и еще на некоторых европейских языках, как и многие другие торговцы в часто посещаемых туристами местах. Провожая нас к выходу, он показал еще одну достопримечательность своего дома: обширный квадратный помост на четырех ножках в виде звериных лап, с колоннами по углам, подпирающими свод, и ажурными бортиками. Все сделано из дерева, украшено резьбой и выкрашено золотой краской. В углу стоит портрет президента. Как объяснил нам хозяин, это у него президентская кровать, а большая такая потому, что рассчитана на четырех жен. Он пригласил нас присесть и сфотографироваться. “C’est gratuitement?” (Это бесплатно? (фр.)) — на всякий случай уточнил я. Да, конечно, для нас это бесплатно.Вернувшись в Сус, мы поужинали, попили винца и решили покурить кальян. Далеко ходить не пришлось, кальян предлагался в кафе у крыльца нашей гостиницы. Разумеется, курить кальян за столиками уличного кафе далеко не так экзотично, как доводилось нам в иных местах. В Омане, например, мы сидели за такими же столиками, но под пальмами на самом берегу Индийского океана, а в Иордании подобное действо происходило в специально предназначенной для этого большой комнате с коврами и подушками
, на которых мы удобно развалились. Ароматный дым фруктового табака глубоко проникает в легкие, мягко вскруживая голову. Становится хорошо. Самое время теперь идти купаться, и мы снова отправляемся на берег Средиземного моря.04.02.
Подъем у нас в половине восьмого. Собираем рюкзаки. Отдельно формируем большой полиэтиленовый мешок с барахлом, которое нам не понадобится на маршруте. Этот мешок мы планируем оставить в г. Метлауи, а потом, после похода, заехать туда и забрать. После скромного завтрака загружаемся со всеми вещами в автобус и трогаемся в путь.
В 60 км к юго-западу от Суса лежит город Кэруан. Этот город был основан в 7-м веке на месте византийской крепости Камуиния и стал центром распространения ислама в Северной Африке. Он является четвертой мусульманской святыней в мире после Мекки, Медины и Иерусалима.
Большая мечеть Кэруана была построена в 670 г. знаменитым завоевателем Окба ибн Нафаа. Ее массивный трехступенчатый минарет увенчан округлым куполом и имеет высоту 35 м. Эта мечеть считается старейшей мечетью Африки. Ее архитектура характерна для всех мечетей в Тунисе. Обычно мечети имеют квадратный двор с крытой колоннадой по периметру. С одной стороны этого квадрата расположена молельная часть, увенчанная куполом, с противоположной стороны возвышается минарет. В центре двора обычно находится слегка углубленная площадка для жертвоприношений. Во дворе этой мечети на беленом каменном возвышении находятся солнечные часы. Их “циферблат” представляет собой прямоугольник со шкалой по периметру, а в центре этого прямоугольника установлены 4 “стрелки” — столбики, отбрасывающие тень. Почему их 4, для нас так и осталось загадкой.
Широкие двери открываются в большой зал для молебнов с бесчисленными мраморными колоннами, позаимствованными в свое время из храмов и зданий римской эпохи. Вдоль центрального прохода между колонн висят многоярусные конические люстры. Туристов внутрь не пускают, однако фотографировать через открытые двери разрешено.
С наружной стороны мечети расположено мусульманское кладбище, сплошь уставленное белоснежными памятниками. Мы, было, стали его фотографировать, но подбежал некий абориген и принялся нас активно прогонять, размахивая руками и восклицая “No! No!!”.
Еще одной достопримечательностью Кэруана является Зауа Сиди Сахаба (Zaouia of Sidi Sahab), иначе называемый Мавзолеем Бородатого, где, яко бы, находится могила одного из сподвижников Мухаммеда. Как гласит легенда, Сиди Сахаб носил при себе три пряди волос из бороды пророка, за что и получил прозвище “Бородатый”. Стены мавзолея отделаны изумительными резными гипсовыми панелями и украшены неповторимыми изразцами, потолки выполнены из кедра. Особенно живописен внутренний двор с мозаичным мраморным полом, окруженный колоннадой.
Недалеко от мавзолея находится еще один интересный объект: Резервуар Аглабитов. Это открытый круглый бассейн 128 м в диаметре, заполненный водой, и датируется он 9-м веком. Когда-то водой из этого резервуара снабжался весь город. Вообще-то бассейнов два, второй — точная копия первого — был построен гораздо позже. Возможно, это своеобразное водохранилище не потеряло своего значения и по сей день.
Каких-то 100 километров по хорошей тунисской дороге — и мы в городе Гафса. Мы вовсе не планировали здесь обедать, но наши водитель и гид именно это и вознамерились сделать. Дабы не терять времени, мы также отправились на поиски подходящего питания. Прошли по главной улице, сунулись в одно, другое заведение, но это либо кондитерская, либо куры гриль, либо заполненное местной публикой неопрятное кафе. Остановились, Костя вытащил справочник “Lonely Planet”, нашел там город Гафса. Первые же строки были о том, что Гафса это не то место, куда стоит приезжать ради ресторанов, а в пятницу вообще открыто очень мало мест, где можно покушать. Как раз сегодня-то и есть пятница, так что обстоятельства явно не в нашу пользу. Делать нечего, пошли в большой ресторан, который уже вот-вот должен был закрываться. Там нам предложили лишь стандартный комплексный обед без супа за 8 динаров. Нельзя сказать, чтобы очень вкусно.
В городке Метлауи в одном из отелей договорились насчет хранения наших вещей и оставили там мешок с барахлом. А потом поехали к началу маршрута в сторону видневшегося вдали горного хребта. Дорога грунтовая, автобус нехорошо прыгает по камням. Не доезжая каких-нибудь пары километров до предполагаемого места ночлега, гид заявил, что дальше автобус не пойдет, выгружайтесь, мол.
Через окно (здесь, наверное, так принято) вытащили наружу рюкзаки, попрощались с водителем и двинулись пешком по дороге в сторону гор, к плантациям финиковых пальм. Едва мы до них добрались, как стемнело. Прямо под пальмами и раскинули наш лагерь в 5 палаток. Меня Костя пригласил жить к себе, в свою командирскую палатку.
Вода здесь рядом, течет по трубе, отведенная от какого-то источника, и наполняет квадратный бассейн. При желании в нем можно даже купаться. Но вода на вкус солоноватая, что очень даже чувствуется в чае. Наверное, это потому, что когда-то здесь было дно морское, и до сих пор подземные воды вымывают из породы морскую соль.
Наш первый походный ужин поглощаем при ярком свете газовой лампы. Тепло, небо ясное, но дует сильный ветер, от которого пальмы совершенно не защищают.
05.02.
В половине седьмого мы с Костей поднимаемся и начинаем готовить завтрак. Вслед за нами из палаток стали появляться остальные. И не спится им!
После еды собираем в отдельные кучи все газовые баллоны и все продукты. Это все заново разделили между участниками. С собой у нас пара десятков пустых пластиковых полуторалитровых бутылок. Их заполняем водой и разбираем по рюкзакам. Впереди у нас более суток без воды.
Дальнейший наш путь представлял собой долгий и непрямой подъем на горное плато по тропам и без таковых. До вечера мы набрали примерно 600 м по высоте, пройдя около 12 км. Оказавшись на плато, поставили лагерь.
Повсюду валяются куски полупрозрачного минерала, похожего на кальцит. Скалы состоят, в основном, из осадочных пород, можно найти много остатков крупных раковин. Когда-то это место было морским дном. До сих пор в этих местах вода в источниках солоноватая — размывается морская соль.
За ужином, как обычно, пили вино и водку. Да что тут было пить? Две бутылки водки и бутылка вина на такую ораву. Пели под гитару.
06.02.
Поднимаемся с восходом Солнца, завтракаем, снимаем лагерь. Поверхность плато здесь местами рассечена длинными глубокими неширокими трещинами, которые можно перешагнуть или перепрыгнуть. В одном месте нашли интересные камни с рельефным узором, напоминающим извилины мозга. Если бы я был уверен, что в этих местах была активная вулканическая деятельность, я бы
сказал, что это стекающая в углубления лава застыла таким странным образом. Здесь же на плато встретили араба, с которым Костя разговаривал на смеси английского и иврита. Арабы немного понимают иврит, так как он с арабским имеет много общего.По горным тропам выходим на асфальтированную дорогу. Идем некоторое время по ней. В одном месте у дороги стоит интересный монумент в виде руки, сжимающей ружье, вырастающей из бетонного постамента. Ранее тут была еще прикрепленная каменная плита с надписью по-арабски,
но она вывалилась из своей металлической рамы и разбилась, осколки ее валяются у подножья памятника.С дороги снова свернули на плато. А потом долго спускались по крутому каменистому склону в вади, по которому потом поднялись к его верхней части. Здесь мы устроили перекус.
Костя и Андрей кушать с нами не стали. Они вытряхнули свои рюкзаки, запихали туда пустые пластиковые бутылки и отправились на дорогу в надежде поймать машину и уехать в ближайший поселок за водой. А то наши запасы стремительно подходят к концу. Пообедать ребята намереваются в поселке.
После перекуса группа уходит выше, на ровную площадку на плато, а я остаюсь охранять рюкзаки Кости и Андрея. Ко мне спускается молодой парень, местный пастушок. У него тут несколько коз, их-то он и пасет. Не совсем понятно, что тут козам кушать, разве что чахлые кустики травы. Внизу, наверное, и этого не сыщешь. Паренек подходит, здоровается. Интересуется, кто я, откуда и почему здесь сижу. Объясняю, что дожидаюсь своих друзей, кивая на рюкзаки. Парень говорит по-французски, так что мы находим общий язык. Он запускает руку в свою торбу и выуживает оттуда финики и булку, начиненную халвой. Отломив половину булки, он протянул ее мне. Потом он ненадолго отошел, а то его козы куда-то пропали из виду, и он озаботился их судьбой. Вернувшись, он отдал мне еще одну булку и весь пакет фиников. На мои возражения он ответил, что продукты ему не нужны, он уже двигается домой. Прощаясь, он спросил у меня сигарет, но пришлось его огорчить, так как я не курю.
Вскоре за мной сверху спустились ребята и забрали Костин и Андреев рюкзаки. А через некоторое время и сами посланцы за водой появились в нашем лагере, довольные и с водой. Тут мы и остались ночевать, на плато в диких тунисских горах неподалеку от Алжира. И ярко-розовые облака в темном предзакатном небе, словно на полотне художника, медленно плывут над нашим лагерем.
07.02.
По плато идем прямо к вершине. Она представляет собой скалисты холм на плато, но все же это высшая точка района, что-то около 960 м над уровнем моря. На верхушке холма сложена куча из камней высотой метра полтора. А на этой куче — еще нечто вроде тура. В тур закладываем записку на нескольких языках: вдруг некие путешественники окажутся тут. Фотографируемся.
Далее наш путь пролегает траверсом хребта. Идем по самой кромке. Влево, на юг, обрывы с причудливо торчащими скалами, а внизу — пологое плато с весьма пересеченным рельефом. А к северу наше верхнее плато довольно ровно опускается в долину. Такая уж здесь складчатость гор, в виде наклонных плит. На плато кое-где попадаются гнезда термитов. Конечно, здесь термиты не строят таких высоких сооружений, как в экваториальной Африке, а скромно живут в щелях между камнями.
Сегодня нам хорошо бы спуститься в долину, к поселку Тамерза. Время наше отнюдь не безгранично, да и запас воды что-то опять приближается к концу. Ближе к вечеру мы отыскали подходящий для спуска распадок и устремились вниз. Появилась тропа, которая вывела нас на дорогу. Правда, дорога довольно скоро отвернула вправо, а мы стали спускаться прямо на пальмовую плантацию, вытянувшуюся вдоль долины. Быстро смеркалось. В южных широтах темнота вообще наступает гораздо стремительнее, нежели на севере. В наступившей темноте мы растянулись и плантации достигали поодиночке. Место для лагеря тут вполне приемлемое, ровненький такой песочек. И вода где-то неподалеку журчит. Ориентироваться можно только по слуху, так как темень непроглядная. По плантации петляет рукотворный ручей, похоже, стекает вода из какого-нибудь горного источника. Рядом с ручьем в песке вырыто несколько неглубоких колодцев, в которых скапливается вода. Воду здесь умеют беречь.
Ходить в темноте тут нужно осторожно. Опасность представляют ветви молодых пальм, торчащие прямо из земли. Листья на этих ветках твердые и острые словно иглы, можно напороться. Руку проткнешь запросто, и, не дай Бог, в глаз!..
Ставим лагерь, готовим ужин при свете газовой лампы. Короткий поход закончен, мы практически в цивилизации. Но наше путешествие продолжается, впереди еще немало интересного.
08.02.
С наступлением утра, наконец, мы можем осмотреться и понять, куда мы попали. Вокруг высоченные финиковые пальмы, и упавшими финиками усеян весь песок под ними. Финики замечательные, очень вкусные. А поселок, похоже, совсем недалеко. Пока мы собирались и завтракали, появились какие-то местные парнишки и принялись сжигать упавшие сухие пальмовые ветви, стаскивая их в кучи.
По тропе мы выходим из-под пальм. Но едва мы оказались на открытом месте, как к нам подбежал смуглый человечек. Он вызвался проводить нас к отелю, а по пути заодно показать нам окрестности. Он вытащил из кармана маленькие свертки и роздал нам, говоря, что это подарки, а за экскурсию будет заплатить потом, если нам понравится. В свертках оказались расколотые надвое круглые камушки с друзами кристаллов внутри. Понятно, что бесплатного здесь ничего быть не может, и эти “подарки” также придется оплатить, поэтому некоторые от своих камушков отказались.
Провожая нас к отелю, наш гид непрерывно что-то рассказывал. Основной достопримечательностью, которую он намеревался нам показать, был каньон. По дороге к нему гид нырнул в пальмовые заросли и вынес оттуда несколько спелых гранатов. Это нам. Каньон оказался довольно впечатляющим, но это не самый большой каньон, который есть в этом районе. А в самый большой нам еще предстоит отправиться позже. А вот и отель, куда вел нас гид. Перед ним небольшой водопад. Разгоряченный прогулкой Андрюха, скинув рюкзак, направился было под его хладные струи, но гид бросился к нему: “Не делайте этого! Холодно!”. Зима, типа.
Отель представляет собой территорию с пальмами, между которыми множество бунгало, сложенных из каких-то палок. Внутри каждого домика две-три кровати, и это практически все. При отеле есть бассейн, но сейчас он без воды: туристов маловато. На территории есть также бар — такой же дом из палок, только большой. В подобном же бараке расположен “ресторан”.
Расположившись в нескольких домиках, мы отправились на осмотр каньона, на этот раз самого большого. Вход в него находится за поселком, а выход — у другого поселка Мидес, у самой границы с Алжиром. У выхода с территории отеля стояла группа местных ребят, оживленно о чем-то разговаривая. Мы спросили у них, как лучше добраться до каньона. Один из парней вызвался быть нашим гидом и показать каньон. За свои услуги после небольшой торговли он согласился удовлетвориться двадцатью динарами. Оплата по окончании экскурсии.
Вначале мы пошли в полицейский участок и зарегистрировались. Это обязательная процедура, все же гулять нам у самой границы. Не то чтобы полиция боялась нашего бегства в Алжир, скорее наоборот, они беспокоятся, как бы с нами ничего не случилось дурного: в Алжире теперь неспокойно.
Входим в Каньон. Стены его становятся все выше и выше. И вдруг — стена. Каньон перегорожен высокой стеной с какими-то трубами. “Плотина!” — объясняет гид. — “Она удерживает стекающую в каньон воду, а потом воду расходуют на орошение”. Да, воду беречь в этой стране умеют. Поднимаемся на стену по металлической лестнице. А там — другая стена, выше первой раза в три. Вот это и есть настоящая
плотина. На нее тоже ведет лестница. Поднимаемся. По другую сторону плотины небольшое озерцо из накопившейся воды. Основная часть каньона только здесь и начинается. Над нами вздымаются отвесные стены высотой десятки метров. Каньон узкий, тенистый. По его дну течет небольшой ручеек, кое-где попадаются пальмы. Зрелище впечатляющее, но еще более внушителен вид каньона сверху, когда мы выбрались на поверхность. Тут есть специальная смотровая площадка, откуда каньон выглядит наиболее впечатляюще.Наверху, в живописной пальмовой плантации мы пообедали принесенными с собой продуктами. А потом двинулись в обратный путь, но уже по верхней тропе. Вдоль тропы немало торговцев сувенирами. В основном продают причудливые образования, называемые “песчаными розами”. Такие находят в песке, в Сахаре. Кроме того, — расколотые надвое круглые камни с кристаллами внутри, от самых маленьких до очень больших и с кристаллами самых различных размеров. Необходимо торговаться, цену можно сбить вдвое против изначально названной. Местные
жители не упускают возможности делать деньги на туристах. За нами увязался абориген с черным ослом и предлагал за плату проехать на ослике.Дорога привела в старую Тамерзу. Этот поселок почти заброшен, дома стоят пустые. Люди переселились вниз, в долину, поближе к автодороге. Туда мы сейчас и движемся. По дороге встречаем бедуинский навес и какие-то хижины из пальмовых веток. Наверное, стойбище пастухов.
Гид потратил на нас часов пять. Неужели он положил столько времени и трудов всего за двадцать динаров? Может быть, он имел в виду 20 динаров с человека — зародилась у Кости тревожная мысль. Всю дорогу обратно он шел бледный и задумчивый. В Омане, где мы были в прошлом году, цена около 15 долларов с человека за подобное мероприятие была бы вполне нормальной
. Но опасения не подтвердились, мы заплатили оговоренную цену на всех. И Костя с облегченным сердцем попросил проводника отвести нас куда-нибудь поужинать. Нас отвели в небольшой ресторанчик недалеко от отеля. Там мы сдвинули столы и принялись утолять свой не на шутку разыгравшийся аппетит. Нужно ли говорить, что с собой у нас было кое-что горячительное. “Московский бальзам” разбавляли водкой, а то в чистом виде он крепковат. Подобный коктейль запросто вливали в свои глотки присутствующие несколько арабов, собравшихся посмотреть на “этих русских”, по полстакана за раз и еще просили.Но ресторан — это только начало вечернего отдыха. Продолжение он получил в баре, том самом из палок, у отеля. Там сидело несколько местных, когда ввалилась наша подвыпившая компания, таща с собой гитару. Развалились в деревянных креслах, заказали вина и пива. В баре сразу стало шумно, и чем больше убывало у бармена спиртного, тем веселее становилось в помещении. К нам присоединились местные арабы. Нужно сказать, что в Гане в настоящее время проводится чемпионат Африки по футболу, и команда Туниса принимает участие. Все население страны горячо болеет за свою команду, и любые разговоры неизбежно сводятся к футболу. Бар наполнился воплями “Тунис — чемпион!!!”. Завтра Тунис должен играть с Камеруном. Команда Камеруна — очень сильная, чемпион Африки. За предстоящую победу тунисской команды поднимались бокалы, арабы орали “Камерун!...” и показывали большими пальцами вниз. Вина требовали еще и еще к нескрываемой радости бармена. “Мальчик!” — орал Андрюха. — “Еще одно вино и одно пиво!..” Пили не закусывая. В довершение ко всему нами была исполнена известная песня “Ай-яй-яй, убили негра”, специально для местного населения. Вряд ли они понимают по-русски. До поздней ночи продолжался этот пьяный дебош, но, наконец, мы разошлись по своим домикам и заснули.
09.02.
Подъем в 7
30. В восемь нам обещали завтрак. Собираемся у “ресторана”, но нас просят обождать, не готово, мол. Минут через двадцать позволяют войти внутрь. Столики на шестерых. Я на своем столике вижу три прибора в виде вытянутых железных тарелок с двумя углублениями, в которых положено варенье и масло. Ну, и тарелка с хлебом. И это все? Но почему три прибора? Зову единственного неопрятного официанта с заспанным лицом. Принесите, говорю, еще три порции, сейчас еще ребята подойдут. “Каждая порция на двоих!” — ошарашивает он меня ответом.После завтрака вышли на трассу, на автобусную остановку. Доехали на автобусе до г. Редейеф, там торчали до полудня, завтракаем дожидались автобус в Метлауи. В Метлауи забрали свои оставленные на хранение вещи и на двух маршрутных такси — микроавтобусе и легковушке — добрались до г. Тозер. маршрутки тут оплачиваются строго по тарифу, существует таблица цен, доступная для пассажиров. Кроме того, за багаж, размещенный на верхнем багажнике, берут 10 динаров (за весь багаж). Такие маршрутки называются “люаж” и соединяют все города и поселки. В Тозере зачем-то понадобилось заменить легковушку, и мы выехали в Кебели. До этого города 92 км, и путь туда лежит через огромное пересохшее соленое озеро Шотт-эль-Джерид. Посреди озера мы попросили остановиться, чтобы поближе ознакомиться с этим уникальным объектом. Поверхность озера твердая, ровная и белая, словно снежное поле, можно кататься на колесных виндсерфингах. Вдоль дороги идет узкая полоса воды — насыщенный раствор соли, а на дне — каша из соли, словно ил. Но вода тут действительно соленая, а не горькая, как, например, на Мертвом море.
От Кебели до Дуза — цели нашего сегодняшнего путешествия — около 35 км. Там заселяемся в отель “Rose de Sable”, в 2-х и 3-х местные номера с кондиционером, душем и туалетом. Я живу с Андреем и Пашей. Во дворе отеля имеется бассейн, и он даже наполовину заполнен водой.
Расположились, приняли душ, привели себя в порядок после похода. Выстиранную мелкую одежду типа трусов и носков оказалось удобным сушить на кондиционере, включив его на обогрев.
Тем временем стемнело. Мы пошли в город, искать ужин и осмотреться. Хоть мы живем практически на окраине Дуза, но до центра минут 15 пешком. В центре — рынок, тот самый, знаменитый, который особенно боек по четвергам, и на который в четверг съезжаются торговцы со всей округи, и даже, говорят, приезжают туареги. Сейчас рынок безлюден, но полон товара. Это, наверное, приготовлено к завтрашней торговле: завтра четверг. Завтра мы сюда наведаемся. Около рынка нашелся и ресторанчик, где мы смогли утолить голод. Собственно, подобных заведений здесь немало, но они в большинстве своем называются примерно одинаково, что-то типа Роза Песка или Роза Сахары. Наш называется “La Rosa”, то есть, просто “Роза”. Официанты, пока готовится основное заказанное блюдо, выставляют на стол хлеб и невероятно острые пряности. Разумеется, мы, голодные, сразу начинаем этот хлебушек с пряностями употреблять. Во рту словно разгорается огонь, и цель хитрых официантов достигнута — мы наперебой заказываем всевозможные напитки, которые отнюдь не дешевы. За ужин каждый выложил динаров по 6 (почти 5$).
10.02.
Завтрак более чем скудный — хлеб, масло, джем, кофе, молоко, — и порции весьма невелики. После завтрака выдвигаемся в сторону базара, по пути подкрепившись в какой-то забегаловке — уж очень неощутим гостиничный завтрак.
Недалеко от отеля обнаруживаем “Музей Сахары”. Его экспозиция повествует об истории здешних мест, культуре и быте бедуинов. Посетителей кроме нас нет, мы быстро осматриваем немногочисленные залы.
На площади рядом с рынком установлен “Памятник верблюду”. Правда на этом верблюде сидит некая человеческая фигура, но памятник, тем не менее, называется все же “верблюду”.
Базар располагается на большой квадратной площади и захватывает несколько прилегающих улиц. Продается много изделий из верблюжьей шерсти: коврики, сумки, одежду, которая называется джебба и представляет собой длинную куртку с капюшоном и широкими рукавами
; много украшений, пряности и ароматические травы, кальяны, посуда, шелк, засушенные скорпионы. Необходимо торговаться. Чем больше торгуешься, тем больше тебя уважают, к тому же цену можно существенно снизить, в два и более раз. В итоге все довольны: покупатель, приобретший вещь по удовлетворительной цене, и продавец, впаривший свой товар за устраивающие его деньги.Мы разбиваемся на небольшие группы по 2-3 человека и обходим это восточное торжище. Периодически встречаем друг друга и обмениваемся впечатлениями. Кто-то купил кальян, кто-то — джеббу, демонстрирует свое приобретение, сообщает цену. В одной из ювелирных лавок находим серебряные изделия туарегов. Как нам объяснили, это племенные знаки. Каждый знак стоит 30 динаров, и торг неуместен. В лавках национальной одежды торговцы с удовольствием обряжают наших девушек в местные наряды. Даже если девушка ничего и не купит, все равно полагается что-то заплатить, ведь мы ее в этом наряде фотографируем.
На задворках базарной площади продают скот. Здесь в тени пальм стоит много всякой домашней живности, в основном овцы, но в том числе и верблюды. Это место уже не для туристов, но именно такие места позволяют увидеть подлинный местный колорит.
В 14
00 собираемся в условленном месте у кафе. Там и обедаем. Интересно, что меню абсолютно то же самое, что и вчера за ужином, только каждое блюдо немного дороже, на 200-300 миллимов. Тот же самый официант. Но вот кафе другое...Еще по дороге на базар мы озаботились своим досугом на вторую половину дня: мы зашли в турфирму и договорились о поездке в Сахару на верблюдах. И вот в 16
00 за нами в отель заезжают два джипа. Сахара начинается почти сразу за Дузом. Мы погружаемся в машины и мчимся на встречу с экзотикой. По дороге Дима вынимает бутылку водки, и она перемещается из рук в руки, постепенно пустея. Водителю-арабу также предлагают выпить. Он интересуется количеством градусов, но, услышав ответ, вежливо отказывается, слишком крепкое, мол. Мы доезжаем до поселка Заафран и оттуда углубляемся в пустыню. Нас сначала везут к какому-то роднику, вытекающему прямо из песков. Этот источник оберегается, не часто в пустыне попадается вода. Потом нас просто катают по песчаным холмам. Джипы, словно корабли на волну, плавно взбираются на барханы и скатываются вниз. Очень приятное ощущение. Мы делаем остановку и выходим из машин. Какой же он мелкий, этот песок Сахары! Однако по нему можно вполне нормально ходить, нога не увязает.Тем временем поднимается ветер, песок начинает мести. Снова забираемся в джипы. Теперь мы направляемся в некую небольшую крепость или форт, которая сейчас функционирует исключительно для туристов. Крепость наполовину ушла в песок и внутри представляет собой несколько мрачных темных помещений. Есть бар, разумеется, очень дорогой.
Возвращаемся в Заафран. Теперь нам предстоит самое интересное — прогулка верхом на верблюдах. Нас облачают в просторные полосатые балахоны из плотной ткани и оборачивают головы какими-то тряпками вроде тюрбана, чтобы рот и нос были закрыты. Наша группа стала похожа на каторжников в этих странных одеяниях. Мы садимся на верблюдов, которые лежат рядом. Гортанным криком погонщики поднимают животных, и вот мы уже, плавно покачиваясь на спинах неторопливых верблюдов, углубляемся в пустыню. Каждый погонщик ведет своего верблюда в поводу. Балахоны и головные уборы оказались очень кстати, так как ветер крепчает и несет песчаную пыль. Этот песок забивается во все щели, в том числе в фотоаппараты и видеокамеру. Зуммированные объективы начинают нехорошо похрустывать. Нас отвозят к большому бархану и разрешают спешиться. Мы поднимаемся на бархан. Видимо, эта экскурсия предполагает наблюдение заката с вершины бархана, но сейчас небо заволокла сплошная песчаная мгла и ничего не видно. Размявшись, снова взгромождаемся на верблюжьи спины и следуем обратно в Заафран. А на ветерочке-то холодно! Руки мерзнут. Засовываем пальцы в теплую шкуру верблюда. До Заафрана добираемся уже в темноте. Сдаем одежу и верблюдов, садимся в машины, которые живо доставляют нас в отель.
Ужин у нас из своих продуктов. В номере Кости на газовых горелках готовим гороховый суп, омлет из яичного порошка и растворимый кофе. По очереди ходим в бар за банками с пивом. В итоге скупили все пиво, больше в отеле ни банки не осталось. В углу Костиной комнаты скапливается гора пустых бутылок из-под водки и пивных банок. До часу ночи мы развлекались и пели песни под гитару.
11.02.
После завтрака собираем рюкзаки и на двух маршрутках (микроавтобус и легковушка) отъезжаем в Матмату. Путь туда не короток, и мы останавливаемся минут на 20 передохнуть у какого-то огороженного помещения, типа бара. Самое интересное здесь — это стены бара, сплошь оклеенные визитными карточками многочисленных посетителей. Тысячи и тысячи визиток из разных концов земного шара! Есть фотографии. А вдоль прилавка приклеено множество самых разных монет, есть и российские.
Поселок Матмата — уникальное место. Уникальность его заключается в том, что здесь живут троглодиты, и живут они не в обычных домах, а в больших круглых ямах, вырытых в меловой почве. Дно ямы — нечто вроде дворика, а в стенах вырыты гроты, где, собственно, и живут троглодиты. В той же яме, в отдельных гротах, содержится домашний скот. Таких ям здесь несколько сотен. Но новые ямы теперь не копают, молодые семьи строят дома на поверхности.
Нас высаживают в центре поселка. Хорошо бы теперь рюкзаки куда-нибудь девать, и мы обращаемся к местным жителям. Конечно же, нет проблем, рюкзаки можно за очень небольшую плату оставить в ближайшем магазинчике. Вносим барахло прямо в торговый зал и сваливаем в углу. На вопрос где лучше покушать нас ведут в одно из... даже не знаю, как это назвать: в помещении 3 столика, а за загородкой сам хозяин готовит пищу. Мы расселись, заказали разнообразной снеди. И хозяин принялся ее готовить. Кто же знал, что это у него займет столько времени? У его плиты всего две горелки, а из кухонной посуды — несколько банок из-под консервов, которые он использовал в качестве сковород и кастрюль. Мы проторчали в этой забегаловке два часа и вышли оттуда весьма недовольные. Ну что ж, будем надеяться, что прогулка к троглодитам нас несколько развлечет.
К пещерам мы отправились в сопровождении того самого юноши, который обеспечил нам сохранение рюкзаков и подсказал пункт питания. Ямы вырыты одна подле другой, но далеко не в каждую можно войти, все же приватная территория. Нас ведут в жилище, которое специально существует для осмотра туристами. Вход внутрь по наклонному туннелю. Посреди круглого дворика очаг для приготовления пищи. Комнаты, вырытые в стенках ямы, самого различного назначения: спальни, гостиная, кладовые. Некоторые комнаты на “втором этаже”, и туда ведут лестницы, вырубленные все в том же грунте. Причем в комнатах вполне обычная мебель, есть электричество. Стены комнат аккуратно побелены. В пещере присутствует некая бабушка берберка (или троглодитка
?) в национальной одежде и с племенной татуировкой на лице и руках. Паша ее сфотографировал, за что ему пришлось заплатить 100 миллимов, правда бабуле эта сумма показалась маловатой. За посещение жилища нам также предлагается заплатить “что-нибудь”.Над поселком доминирует высокий холм, наверняка замечательная обзорная точка. И мы устремляемся туда. За нами увязываются детишки. Одна девочка дошла с нами до самой вершины, все убеждая на французском языке зайти к ней домой, видимо рассчитывая на денежное вознаграждение. С вершины открывается вид на всю огромную территорию, занятую ямами, а вдали виднеется море — Габесский залив. Тут же на вершине стоит знак, запрещающий фотографирование. Пейзаж Матматы столь необычен, что именно это место выбрал Стивен Спилберг для съемок своих фильмов “Звездные войны” и “В поисках потерянного ковчега”.
По моему мнению, более одного дня в Матмате делать нечего. Основные достопримечательности можно осмотреть очень быстро. Для любителей экзотики, правда, существует подземный отель “Sidi Driss”, представляющий собой несколько ям, соединенных туннелями. Но мы решили уехать сегодня. А вот баром в отеле мы не прочь воспользоваться. Да только откроется он в пять часов вечера. А пока мы с местными ребятками сыграли в футбол прямо на проезжей части, в худших традициях подросткового футбола.
Но бар в пять так и не открылся. Пришлось нам идти в другой отель, надземный, там тоже есть бар. Но российская натура и здесь себя проявила: из местного пива и финиковой водки делали “ерша”. А уехали мы на автобусе около восьми вечера. Уехали в Эль-Джем.
Главной достопримечательностью Эль-Джема является Колизей, подобный тому, что в Риме. Этот величественный римский амфитеатр, рассчитанный на 40 тыс. зрителей, является одним из самых больших сооружений в мире. Высота его 36 м, периметр — 427 м.
Глубокой ночью мы заселяемся в довольно приличный отель в центре Эль-Джема и сразу заваливаемся спать.
12.02.
Я и Андрей просыпаемся пораньше, еще до завтрака, и идем прогуляться по окрестностям. На соседней с отелем улочке обнаруживаем мечеть с огромным квадратным в сечении минаретом, построенном в традиционном североафриканском стиле. Заодно подходим и к Колизею, он совсем рядом. Навстречу идет Паша, помахивая бутылкой “Фанты”, он проснулся еще раньше нас. Колизей действительно огромен, просто фантастика. Но осматривать его внутри мы будем уже со всей компанией после завтрака. Вокруг Колизея множество ресторанчиков и сувенирных магазинов, а также прилавки с сувенирами прямо на улице. Все торговцы активно зазывают посмотреть на их товар.
Позавтракав, мы отправились в Колизей. Вход платный, да еще за фотографирование, как везде, 1 динар. Колизей имеет Внутренние коридоры по окружности, которые расположены на нескольких этажах. Все этажи соединены каменными лестницами. Можно забраться на самый верх, откуда можно обозреть весь гигантский цирк и окрестности. Кроме наружных стен и помещений под Колизеем есть еще разветвленный подвальный этаж.
Но богатства Эль-Джема не ограничиваются Колизеем. Проводимые археологические раскопки постепенно открывают погребенный здесь целый римский город. Здесь, как и в столице, есть музей мозаики, конечно, не такой большой как Бардо, но все же довольно любопытный.
Добраться от Эль-Джема до Суса мы решили на поезде. По стоимости это примерно одинаково с маршрутным такси, но захотелось прокатиться именно на тунисском поезде. Ехать около 60 км, по времени порядка 1 часа. Билет второго класса стоит 3,1 динара. Поезд отправился в 14
04. Вагоны заполнены народом, нам пришлось стоять в проходе. Может, это только во втором классе так? Но даже вагон второго класса достаточно комфортный и чистый. Едет много местной молодежи, школьники или учащиеся колледжа. И все в дороге читают учебники или что-то пишут. Какие прилежные ребята! Вот наши бы так... Хотя, судя по учебникам, уровень образования довольно низок. Я полистал учебник одного из старшеклассников, нечто вроде “естествознания”. Напоминает наше природоведение, ну, может, немного расширенное. Ботаника, зоология, анатомия, экология — все в одном. В какой-то момент в вагоне появился контролер — достойного вида мужчина в униформе и темных очках, проверял у всех билетики.От вокзала в Сусе до отеля добирались на такси. Ехать минут пять, но пешком уж больно не хотелось топать. К тому же что стоило это 2 динара за машину (3 человека с рюкзаками), или по полдоллара с человека. И везли нас по очень красивой набережной.
Отель тот же самый, “RYM”. Бросив вещи в комнаты, идем осматривать медину Суса. До нее пешком около получаса. Приходится то и дело спрашивать направление у местного населения. Медина в Сусе, как и везде, — это огороженный стеной старый город, превращенный в сплошной базар. Сус считается еще древнее Карфагена. Первая крепость здесь была построена во второй половине VIII века. Медина, окруженная стеной, датируется 859 годом. А основан город был финикийцами еще в IX в. до н.э. Поскольку завтра мы покидаем Африку, сегодня последняя возможность накупить сувениров. Мы разбрелись небольшими группами по медине, углубившись в ряды всевозможных побрякушек, тряпок, стекляшек... Разумеется, необходимо торговаться. Все равно, на каком языке, торговцы здесь владеют любым языком. Вдвое сбить цену удается всегда. На пару кулончиков для Наташи Глебовой цену удалось сбить в десять раз. Ради продажи своего товара
торговцы готовы вас одеть в национальную одежду и продемонстрировать в действии любой предмет, будь то курительная трубка или музыкальный инструмент. В одном из магазинчиков два продавца исполнили для нас музыкальный номер на барабане и волынке. Мы до темноты шастали по медине, пока уже торговцы не стали расходиться. Но, сдается мне, вовсе не наступление темноты послужило причиной уменьшению количества торговцев. По телевизору транслировали очередной футбольный матч с участием тунисской команды.А после прогулки и ужина — кальян. Опять там же, у гостиницы. Только на этот раз Дима Зеленцов провел эксперимент, он назвал его Russian kalyan: досыпал в тлеющий табак содержимое пары “беломорин”. Ух, что получилось!
С приподнятым после кальяна настроением отправились купаться в Средиземном море. Со стороны случайно проходивших мимо арабов этот процесс выглядел примерно так. Русские, став в кружок, разливают по стаканам водку, опрокидывают жидкость в глотки. Потом быстро и шумно раздеваются и с криками и гиканьем устремляются в прохладные морские воды. Тем временем оставшаяся на берегу девушка подготавливает новую порцию: разливает “огненную воду” и раскладывает закуску. Народ выскакивает из волн морских и бросается к стаканам. Потом к полотенцам.
13.02.
Утром, в 10
20, мы улетаем из Туниса. Самолет взмывает ввысь — и словно волшебный сон, тает в голубой дымке замечательная страна Тунис....Самолет летит над Европой. Внизу заснеженные вершины Альп, словно завершающая картинка удивительного путешествия. Путешествия в легенду.
Обольский Олег.
Москва, 2000.
Полезная информация
Деньги
Основной денежной единицей Туниса является динар, равный примерно 0,79$, или 1 доллар равен 1,27 DT. Разменной монетой служит миллим, в одном динаре 1000 миллимов. Существуют монеты в 1 динар, 1/2 динара, 100, 50, 20 и 10 миллимов, других мы не видели. Причем монеты в 1 и 1/2 динара ходят трех разных выпусков, отличаются одной из сторон монеты. Курс обмена везде одинаковый, установленный государством, и с обменом проблем нет. Любую конвертируемую валюту меняют на динары без предъявления паспорта. В частности, Андрей менял английские фунты стерлингов. Однако монету в 1 фунт у него принять отказались, берут только бумажные деньги. У меня без проблем взяли однодолларовую бумажку, запачканную какой-то несмываемой (чем только не пробовал смывать!) красной краской, которая к тому же светится в ультрафиолетовом свете. В Москве сбагрить такую купюру за полную стоимость невозможно. Поменять динары обратно на доллары можно не везде, но в некоторых банках все же возможно.
Транспорт
Автобус, поезд, маршрутные такси (люаж). Ходит регулярно, везде четкий тариф. Стоимость проезда на одно расстояние всеми видами транспорта примерно одинаковая, но в маршрутке могут дополнительно содрать 10 динаров за пользование багажником на крыше.
Алкоголь
Водка дорогая, везите с собой. Да и продается либо в супермаркетах, либо в барах при отелях. Вино вполне достойное, 8 динаров (более 6$) бутылка, встречается гораздо чаще. Различные сорта, в основном красные. Ассортимент пива не отличается большим разнообразием, но пить то что есть вполне можно.
Проживание
Зимой заселиться можно практически в любой отель без предварительного извещения. Ситуацию летом не знаю.
Музеи
Плата за право фотографировать в любом музее составляет 1 динар. Выдают розовый билетик единого образца, но на нем стоит штамп с текущей датой. Если идти группой, то можно покупать такие билеты не всем, или вовсе не покупать — их не проверяют.
Английских надписей у экспонатов может и не быть. Зато будут французские.
Язык
Внутри страны по-английски почти никто не говорит, кроме официальных служащих (кассы, ресепшн и т.п.) да торговцев; по-французски говорят почти все. В курортных городах народ гораздо более “разговорчивый”, особенно рыночные торговцы, владеющие кроме французского и английского еще итальянским, немецким, иногда русским и еще черт знает каким...
Люди
Народ очень доброжелательный и терпимый. Нередки попрошайки, особенно дети, особенно в провинции. За фотографирование собственных персон могут попросить небольшую плату. Женщин можно фотографировать только предварительно испросив у них разрешение.
Религия
98% населения мусульмане-шииты. Исламский фундаментализм и фанатизм запрещены законом. Поэтому религиозные нравы не столь круты, как, скажем, в ОАЭ или Саудовской Аравии. Но религиозные чувства населения все же следует уважать, не появляться в излишне раздетом состоянии в общественных местах (особенно это касается женщин) и не употреблять прилюдно спиртные напитки, даже пиво. В соответствующих заведениях молодежь очень даже не прочь выпить. В мечети “неверным” входить запрещается. Другие крупные конфессии — христиане и иудеи.
Базар
Необходимо торговаться, а то уважать не будут, да и деньги зря лишние потратите. Цену можно сбить вдвое-втрое, а если вас совсем за дурачков принимают, то сперва назовут такую цену, что вы ее и в 10 раз собьете.
С автором можно связаться по электронной почте: